ФОНЕТИКА
1. В русском языке 33 буквы.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
Гласных звуков – 6 [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
4. Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.
Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч], [щ], [й].
Парные согласные по глухости - звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.
Предложение
Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.
По цели высказывания |
По интонации |
По строению |
Повествовательные |
Восклицательные |
Распространенные |
Вопросительные |
Невосклицательные |
Нераспространенные |
Побудительные |
|
Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.
Имя существительное
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом. Различают одушевленные им.сущ (кто?) и неодушевленные им.сущ (что?) Имена существительные бываютмужского рода – он, мой женского рода – она, моя среднего рода – оно, моё
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
Различают 3 склонения имен существительных.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
М.р. и ж.р.-а, -я | М.р. и ср.р., -о,-е | Ж.р.-ь |
Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.
Падежи имен существительных.
Падежи | Вопросы | Предлоги |
---|---|---|
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный | Кого? Чего? | От, до, из, без, у, для, около, в |
Дательный | Кому? Чему? | К, по |
Винительный | Кого? Что? | В, на, за, про, через |
Творительный | Кем? Чем? | Под, над, за, перед, с, между |
Предложный | О ком? Очем? | В, на, о, об, обо, при |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | - и | - и | |
Д.п. | - е | - и | |
Т.п. | - ой, - ей | ||
П.п. | - е | - е | - и |
Морфологический разбор имени существительного
1. Имя существительное, обозначает предмет , отвечает на вопрос…
2. Начальная форма – И.п., ед.ч.
3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)
4. Непостоянные признаки (число, падеж)
5. Роль в предложении.
Образец разбора имени существительного
К осени скворцы собираются в шумные стаи.
К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.
Имя прилагательное
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного
(но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Зависит от сущ. …., отвечает на вопрос, имя прилагательное, обозначает признак предмет.
2. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.
3. Постоянные признаки - не
т4. Непостоянные признаки (число, падеж, род ед.ч.)
5. Роль в предложении.
Образец разбора имени прилагательного
В зелёных лугах всё лето цветут одуванчики.
Зелёных (в лугах)- каких?, прилаг., признак предм., н. ф. - зелёный, мн. ч. , П. п., определение
Глагол
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти
Глаголы изменяются по числам и временам.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Действие происходит в момент речи. | Действие, которое уже произошло . | Действие, которое еще произойдет. |
Что делает? Что делают? | Что делал?Что делала?Что делало?Что делали? | Что будет делать? Что сделает? |
Отличительный признаксуффикс Л |
Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.
От рода зависит окончание глагола.
М.р. что делал?- нулевое окончание
Ж.р. что делала?- окончание -а
Ср.р. что делало?- окончание -о
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.
Изменение глаголов по числам и лицам называется спряжением.
Глаголы бывают I и II спряжения
К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения: брить, стелить
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.
Если глагол I спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.
Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.
I спряжение | II спряжение | ||||
лицо | Ед.ч. | Мн.ч | лицо | Ед.ч. | Мн.ч |
1 | -у, -ю | -ем | 1 | -у. –ю | -им |
2 | -ешь | -ете | 2 | -ишь | -ите |
3 | - ет | -ут, -ют | 3 | -ит | -ат, -ят |
НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
Морфологический разбор глагола
1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.
2. Начальная форма – неопределённая форма.
3. Постоянные признаки: спряжение.
4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)
5 Роль в предложении – сказуемое.
Образец разбора глагола.
Мощный ураган срывал крыши с дачных домов.
Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое
Фонетический разбор слова (образец)
Сентябрь -– 2 слога
с - [с′] – согл., глух., мягк.
е - [и] – глас., безуд.
н - [н] – согл., звон., тв.
т - [т′] – согл., глух., мягк.
я - [а] – глас., удар.
б - [б] – согл., звон, тв.
р - [р′] – согл., звон., мягк.
ь - [ - ]
8 б., 7 зв.
Ручеёк – 3 слога
р - [р] – согл, звон,, тв.
у - [у] – глас., безуд.
ч - [ч′] – согл., глух., мягк.
е - [и] – глас., безуд.
ё - [й′] – согл., звон., мягк. [о] – глас., удар.
к - [к] – согл., глух., тв.
6б., 7 зв.
Морфемный (разбор слова по составу)
1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);
2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);
3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);
4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);
5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).
Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение